Оценка вагонов
Экспертиза стоимости вагонов – это исследование, позволяющее установить рыночную стоимость нетягового состава ж/д транспорта. Оно проводится с учетом характеристик и нюансов эксплуатации объекта.
Когда нужна экспертиза
Особенность ж/д транспорта заключается в том, что его можно использовать для получения прибыли при перевозке по железной дороге. Он – подвижный состав представляет материальную ценность и не раз используется в качестве актива. По этой причине стоимость ж/д транспорта оценивается перед сделками.
Поводы для исследования:
- реализация или продажа вагонов;
- заключение договора лизинга;
- кредитование в банке, если ж/д транспорт – предмет залога;
- внесение вагонов в виде доли в уставный капитал организации;
- заключение договора страхования имущества;
- оценка бизнеса, владеющего железнодорожным транспортом, при реорганизации, банкротстве или ликвидации компании;
- постановка вагонов на баланс организации или при переоценке ее фондов;
- выявление реальной цены объекта после его капремонта, реконструкции или модернизации;
- утилизация, ликвидация либо списание нетягового состава;
- разработка плана для развития бизнеса;
- споры имущественного плана (судебные и внесудебные).
По результатам независимой экспертизы составляется заключение, в котором указывается стоимость вагонов. Оно может использоваться перед совершением сделок, например, купли-продажи, а также в судебных и внесудебных спорах.
Так, заключение может применяться, если надо взыскать с вагоноремонтной организации цену имущества, утраченного при ремонтных работах, например, боковых рам, колесных пар.
Какие документы нужны для экспертизы
Чтобы оценить имущество, эксперт осматривает объект и изучает документы, необходимые для расчетов. Заказчик предоставляет специалисту:
- документы, подтверждающие права на имущество;
- паспорт (для гражданина) или учредительные документы (для организации);
- техническую документацию на вагоны;
- сведения бухгалтерского учета о текущей и балансовой стоимости объекта, а также нормах амортизации, установленных на предприятии;
- иные документы, которые могут понадобиться для проведения исследования.
Как рассчитывают стоимость вагонов
Во время экспертизы специалисты определяет сразу несколько видов стоимости специального подвижного состава. Обычно для ж/д транспорта выявляют его цену, учитывая факторы рынка. Рыночные цены на первичном и вторичном рынках отличаются друг от друга.
На результаты экспертизы влияют факторы. Учитываются:
- модель, вид и назначение вагона;
- предприятие-изготовитель нетягового состава;
- техническое состояние имущества и процент его износа;
- остаточный срок эксплуатации;
- качество и регулярность ранее проведенного технического обслуживания;
- материал, из которого изготовлен объект;
- остаточная стоимость имущества по данным бухгалтерского учета.
Оценивая отечественный ж/д транспорт, нужно учитывать его экономический и физический износ. Чтобы правильно оценить вагон, надо понять, сколько стоят объекты с похожей степенью износа, периодом эксплуатации и параметрами на рынке.
Порядок проведения экспертизы:
- Предварительная оценка. Эксперт анализирует представленные документы и объект.
- Начальный этап. Специалист пребывает на экспертный осмотр туда, где находится подвижной состав, идентифицирует его, выполняет замеры и производит фотофиксацию объекта исследования на фотокамеру.
- Основной этап. Эксперт анализирует характеристики имущества, сроки ремонтных работ, степень износа и другие факторы, влияющие на его цену.
- Заключительный этап. Специалист изучает стоимость аналогичных объектов на рынке, после чего делает выводы о стоимости имущества и указывает их в заключении.
Отдельный вагон или целый железнодорожный подвижной состав можно сдать в лизинг. По этой причине при экспертизе учитывается дополнительный доход, который может принести арендованный состав или его отдельные части.
Подходы к расчету стоимости вагонов
Чтобы определить цену объектов ж/д транспорта, используют следующие подходы:
- Затратный подход – это комплекс методов для определения цены объекта, основанных на расчете затрат, которые требуются для воспроизводства или замещения имущества, с учетом его износа. При таком подходе за меру стоимости принимают величину расходов на создание и реализацию объекта, то есть, его себестоимость.
- Доходный подход заключается в том, что стоимость имущества определяется как все доходы, полученные в будущем от его использования. Чтобы применить эту методику расчета, нужно определить доходы за годы, на протяжении которых будет использоваться объект.
- Сравнительный подход сводится к тому, что стоимость имущества устанавливается через выявление того, за какую цену на рынке продаются аналогичные товары при схожих обстоятельствах. То есть цена, уплаченная за идентичный или похожий объект – это основная информация для оценки вагона.
Когда нужно представить суду доказательства, что цена на имущество была искусственно завышена или занижена, проводится ретроспективная оценка. Ее называют «ретро-оценкой», чтобы подчеркнуть, что рыночная цена имущества устанавливается не на текущую дату, а на уже прошедшую.
Основная сложность, возникающая при экспертизе стоимости транспортных средств, в том, что нужно учитывать их технические характеристики. Поэтому к исследованию должен привлекаться независимый эксперт, обладающий особыми познаниями.
В НИЦ «Столичный эксперт» работают специалисты с большим опытом. Экспертиза стоимости вагонов осуществляется с учетом всех факторов, влияющих на результаты исследования. В итоге составляется экспертное заключение, содержащее выводы эксперта, информацию о методах исследования и используемых документах.