Ревизия финансовой деятельности

Ревизия финансовой деятельности

1.    Что такое государственный надзор

Современный государственный контроль и надзор сформированы для предупреждения тяжелых аварий, преступлений в сфере экономики и информационных технологий.

Специфика и опасность объектов контроля (уникальность, редкость и масштабность последствий) не оставляют надежд на их предупреждение исключительно силами отдельных предприятий. Необходимым условием становится стабильное и эффективное функционирование государственных служб по надзору за соблюдением установленных требований безопасности.

Для предпринимателя требования безопасности часто выглядят излишними, завышенными, тормозящими, мешающими техническому прогрессу и развитию предприятия. В этом нет ничего удивительного. Ограниченный взгляд изнутри предприятия не всегда в состоянии охватить, изучить и даже воспринять накопленные вне его знания о последствиях действий. Временной отрезок личного опыта человека (работника, управленца, служащего) короче, чем накопленный опыт мировой и российской экономики и промышленности о неблагоприятных последствиях. Интересы же государства всегда простираются гораздо дальше интересов промышленника и охватывают значительно больший период, чем срок существования отдельного предприятия: они вырастают из ошибок прошлого, закаляются реалиями настоящего, подпитываются образом желаемого безопасного будущего. Другими словами, государственные службы призваны следить чтобы в процессе конкурентной борьбы и стремлении извлечь максимальную прибыль собственник не позволил предприятию выйти за опасные пределы, погибнуть в аварии и нанести ущерб людям, окружающей среде и экономике.

Определение государственного контроля (надзора) дано в Федеральном законе от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля": «государственный контроль (надзор) - деятельность уполномоченных органов государственной власти (федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ), направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями (далее также - юридические лица, индивидуальные предприниматели) требований, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (далее - обязательные требования), посредством организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, организации и проведения мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований, мероприятий по контролю, осуществляемых без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, принятия предусмотренных законодательством РФ мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, а также деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении деятельности юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями».

Существует большое количество видов контроля и надзора со стороны государства, которые охватывают разные сферы деятельности. Из всех видов контроля и надзора можно выделить контроль в сфере финансов и денежного обращения. Который также можно разделить на две большие подгруппы: контроль на уровне организаций и контроль на уровне отрасли.

Экспертиза надзорных рисков

К экспертизе надзорных рисков надзору и контролю в сфере финансов и денежного обращения на уровне организаций можно отнести следующие виды контроля (надзора) со стороны государства:

  1. налоговый контроль;
  2. валютный контроль;
  3. контроль за уплатой страховых взносов в государственные внебюджетные фонды;
  4. банковский надзор;
  5. страховой надзор;
  6. контроль за соблюдением требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;
  7. надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

К надзору и контролю в сфере финансов и денежного обращения на уровне отрасли можно отнести следующие виды контроля (надзора) со стороны государства:

  1. контроль за осуществлением иностранных инвестиций;
  2. контроль за экономической концентрацией;
  3. контроль и надзор в финансово-бюджетной сфере;
  4. контроль на финансовых рынках;
  5. надзор в национальной платежной системе;
  6. контроль за осуществлением клиринговой деятельности;
  7. контроль за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
  8. контроль за соблюдением антимонопольного законодательства РФ;
  9. экспортный контроль;
  10. контроль (надзор) на территории особой экономической зоны;
  11. контроль (надзор) в области регулируемых государством цен (тарифов);
  12. контроль (надзор) в свободной экономической зоне;
  13. контроль (надзор) за деятельностью юридических лиц, включенных в государственный реестр юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности.

К надзору и контролю в других сферах можно отнести следующие виды контроля (надзора) со стороны государства:

  1. таможенный контроль;
  2. государственный портовый контроль;
  3. внешний контроль качества работы аудиторских организаций, который осуществляется федеральным органом исполнительной власти;
  4. пограничный, санитарно-карантинный, ветеринарный, карантинный фитосанитарный и транспортный контроль в пунктах пропуска через Государственную границу РФ;
  5. контроль за соблюдением требований законодательства об антитеррористической защищенности объектов;
  6. контроль за деятельностью организаторов распространения информации в сети "Интернет", связанной с хранением информации о фактах приема, передачи, доставки и (или) обработки голосовой информации, письменного текста, изображений, звуков или иных электронных сообщений пользователей сети "Интернет" и информации об этих пользователях;
  7. контроль за соблюдением требований в связи с распространением информации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
  8. контроль и надзор за обработкой персональных данных;
  9. контроль при ввозе в РФ из государств, не входящих в Евразийский экономический союз, и вывозе из РФ в государства, не входящие в Евразийский экономический союз, драгоценных металлов, драгоценных камней и сырьевых товаров, содержащих драгоценные металлы;
  10. контроль в области обеспечения безопасности значимых объектов критической информационной инфраструктуры Российской Федерации;
  11. контроль (надзор) за соблюдением законодательства РФ в области частной охранной деятельности.
  12. лицензионный контроль;
  13. надзор за деятельностью саморегулируемых организаций;
  14. контроль (надзор) в сфере миграции;
  15. надзор в области связи;
  16. контроль за обеспечением защиты государственной тайны;
  17. надзор в сфере рекламы;
  18. транспортный надзор;
  19. надзор в области безопасности дорожного движения;
  20. контроль (надзор) в области транспортной безопасности;
  21. надзор в области использования атомной энергии;
  22. надзор в области обеспечения радиационной безопасности;
  23. надзор в области промышленной безопасности;
  24. надзор в области безопасности гидротехнических сооружений;
  25. пожарный надзор;
  26. строительный надзор;
  27. контроль (надзор) в сферах естественных монополий;
  28. надзор в области организации и проведения азартных игр;
  29. надзор за проведением лотерей;
  30. надзор за деятельностью некоммерческих организаций;
  31. контроль за осуществлением перевозок пассажиров и багажа легковым такси;
  32. жилищный надзор;
  33. контроль (надзор) в сфере образования;
  34. контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, а также за деятельностью жилищно-строительных кооперативов, связанной со строительством многоквартирных домов;
  35. контроль за деятельностью аккредитованных лиц;
  36. экологический надзор;
  37. земельный надзор и муниципальный земельный контроль;
  38. пробирный надзор;
  39. надзор в сфере обращения лекарственных средств;
  40. контроль (надзор) в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов;
  41. надзор за деятельностью религиозных организаций;
  42. надзор за использованием основного технологического оборудования для производства этилового спирта, которое подлежит государственной регистрации;
  43. контроль в области организации дорожного движения;
  44. контроль в области организации дорожного движения;
  45. контроль за деятельностью в сфере обращения биомедицинских клеточных продуктов;
  46. контроль (надзор) за организацией и проведением технического осмотра транспортных средств;
  47. контроль (надзор) за деятельностью специализированных организаций, участвующих в государственной регистрации транспортных средств, и изготовителей государственных регистрационных знаков транспортных средств.

2.    Надзорные риски в сфере финансов и денежного обращения на уровне организаций

Риск - это экономическая категория, отражающая вероятность возникновения неблагоприятных последствий с учетом влияния обстоятельств, которые можно или нельзя контролировать. Финансово-хозяйственная деятельность компании сопряжена с большим количеством надзорных рисков, управление которыми является важным фактором повышения и поддержания стабильности финансового положения компании.
Надзорные риски для организаций возникают при игнорировании требований законодательства в сферах, где осуществляется государственный надзор. Степень негативных последствий зависят от следующих факторов: потенциальный вред при игнорировании требований или степень негативных последствий, а также степень вероятности нарушения требований. Для обеспечения эффективного функционирования субъектов хозяйствования принятие любого управленческого решения должно сопровождаться предварительным анализом его последствий в части надзорных рисков.

Надзор со стороны государства в сфере финансов и денежного обращения на уровне организаций осуществляется в отношении тех операций, которые могут снизить экономическую безопасность страны.

Конечно же государство осуществляет контроль за практически всеми аспектами деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, но особому государственному надзору в части финансов и денежного обращения подвергаются те хозяйственные операции, которые связаны с движением денежных средств. Поскольку неконтролируемые денежные потоки могут направляться на отмывание доходов, полученных преступным путем, финансирование терроризма, финансирование коррупции, что в конечном итоге усилит и остальные риски, не связанные напрямую с денежными потоками и ослабит государство.

Для контроля за денежными потоками страны с целью предотвращения риска государство издает нормативные акты в отношении налогового и валютного контроля, банковского и страхового надзора, контроля надзор за соблюдением трудового законодательства и за уплатой страховых взносов в государственные внебюджетные фонды. Сюда можно отнести Налоговый и Трудовой кодексы, федеральные законы "О валютном регулировании и валютном контроле" и "Об организации страхового дела в Российской Федерации", Положение Банка России "О правилах осуществления перевода денежных средств" и другие.

Кроме этого, государство и регуляторы издают законодательные акты, различные методические разработки в части контроля за выводом денежных средств за границу, противодействии отмыванию доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Сюда можно отнести федеральные законы №115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" и "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям" по следующим кодам, методические рекомендации № 10-МР “О повышении внимания кредитных организаций к отдельным операциям клиентов” и № 35-МР "О повышении внимания кредитных организаций к отдельным операциям клиентов"

3.    Экспертиза надзорных рисков в сфере финансов и денежного обращения на уровне организаций

Естественно, что государственные органы в оперативном режиме не могут проверять каждую организацию и каждого предпринимателя на предмет соблюдения законодательства в части оборота денежных средств. Поэтому государство перекладывает часть своих надзорных функций на те хозяйствующие структуры, которые работают непосредственно с организациями и предпринимателями в оперативном режиме. Как правило, эти функции являются превентивными и заключаются в том, чтобы выявить и предупредить работу с подозрительными организациями и предпринимателями. Эта обязанность возлагается на банки, адвокатов, нотариусов, аутсорсинговых организаций в сфере юридических или бухгалтерских услуг, а также аудиторские организации, которые обязаны при возникновении подозрений уведомить об этом уполномоченный орган.

Кроме этого, в соответствии со статьей 54.1 Налогового Кодекса любая организация и предприниматель должны озаботиться о том, чтобы доказать проявление должной осмотрительности при выборе контрагента и реальность хозяйственных операций с целью избежания претензий налоговиков в сотрудничестве с фирмами-однодневками.

Экспертиза надзорных рисков в сфере финансов и денежного обращения на уровне организаций – это анализ и оценка возникновения негативных последствий до их возникновения и получение информации о предполагаемых рисках до того, как их обнаружат надзорные органы (налоговая, банк, Росфинмониторинг и другие контролирующие органы), то есть своеобразная «игра на опережение».

В связи с этим экспертиза надзорных рисков в сфере финансов и денежного обращения на уровне организаций становится актуальной. Конечно, организации и предприниматели могут самостоятельно попытаться доказать безрисковость взаимодействия с ними. Но контрагент не всегда готов принимать такое исследование. Во-первых, зачастую организации и тем более предприниматели не имеют в штате нужных специалистов, которые обладают необходимыми квалификациями для подобной экспертизы, во-вторых, у них велик соблазн приукрасить информацию о себе.

В связи с этим, организации и контрагенты прибегают к помощи сторонних организаций, оказывающих подобные услуги на высокопрофессиональном уровне. Экспертные организации осуществляют экспертизу и оценку рисков непредвзято. Перед присуждением категории риска производится финансовый анализ бухгалтерской отчетности и собирается вся необходимая информация о компании для формирования выводов об отсутствии операций по отмыванию доходов.

При проведении финансового анализа бухгалтерской отчетности проводится анализ экономического риска компании для определения ее финансовой устойчивости и способности выполнить обязательства перед кредиторами. Анализ проводится по более чем 12 существующим моделям оценки риска, среди которых модели оценки риска кредитоспособности со стороны банков и модели оценки налогового риска. 
Для характеристики того, что с организацией безопасно работать эксперт собирает и анализирует необходимую информацию о компании по специальным сайтам в сети интернет по ИНН компании и ИНН ее руководителей и учредителей. 

В частности, собираются следующие данные:

  • оцениваются рисковые виды деятельности компании;
  • наличие или отсутствие руководителей и собственников компании в санкционных списках;
  • наличие адреса компании в списке "адресов массовой регистрации"
  • срок существования компании и не ликвидируется ли она;
  • судебные процессы, в которых участвует компания;
  • по связанным компаниям и их истории; 
  • наличие лицензий;
  • другие данные.

В общей сложности анализируется более 60 показателей, которые могут повлиять на риск наступления негативных последствий как для самой компании, так и для контрагентов.

При формулировании выводов о надзорных рисках и рисках работы с анализируемой компанией во внимание принимается вся совокупность информации.

При определении уровня риска в результате проведенной экспертизы надзорных рисков компании присваиваются следующие категории риска:

  • низкий – это уровень риска, при котором у компании нет признаков фирмы-однодневки и работать с компанией относительно безопасно;
  • средний – это уровень риска, при котором работать с компанией безопасно, но при это необходим мониторинг за ее финансовым состоянием;
  • высокий – это тот уровень риска, при котором работать с компанией опасно.

По итогам экспертизы компания получает заключение о проведенной экспертизе с перечнем «слабых мест» и оценкой уровня риска. Использовать данное заключение можно для целей самой компании – управлять уровнем риска, так и предоставлять контрагентам при заключении договоров как доказательство надежности работы и с целью соблюдения принципа должной осмотрительности и осторожности.

 

По вопросам проведения и консультации по ревизии ФХД предприятия,
тел. +7(495) 762-14-03, +7(917) 548-15-88 (WhatsApp, Viber)
задайте свой вопрос или воспользуйтесь формой обратной связи ниже
Стоимость экспертизы
от 39 000 руб.
По вопросам проведения экспертизы
24/7
тел. +7 (495) 585-10-95, +7 (495)762-14-03 (WhatsApp, Viber)
задайте свой вопрос или воспользуйтесь формой обратной связи ниже
ВЫПОЛНЕННЫЕ ЭКСПЕРТИЗЫ
НАС РЕКОМЕНДУЮТ
КАЛЬКУЛЯТОР ЭКСПЕРТИЗЫ
Для предварительного определения стоимости экспертизы введите данные в калькулятор
Вы выбрали:
название экспертизы:
выезд на осмотр:
тип экспертизы:
явка в суд:
срочность: