Экспертиза несовершеннолетних обвиняемых
Экспертиза несовершеннолетних — это вид судебно-психологического исследования. Она проводится для уточнения мотивов совершения подростком преступления, а также обследования его психологического здоровья. Исследование позволяет выявить возрастную симуляцию обвиняемого.
Возраст наступления уголовной ответственности в Российской Федерации составляет шестнадцать лет (за исключением преступлений, ответственность по которым возможна с четырнадцати лет). По достижении 14-16 лет считается, что человек уже освоил необходимые социальные навыки, способен осознавать свои действия и их последствия.
Однако в жизни встречаются факты отставания несовершеннолетних в психическом развитии в связи с душевными заболеваниями. То, страдает ли подросток заболеванием, обуславливающим нарушение развития, предстоит выяснить эксперту. Также ему нужно решить другие задачи.
Оценка психического развития человека
Обычно экспертиза назначается в отношении несовершеннолетних с показателями задержки развития, а также отклонениями психологического и/или умственного развития, невзаимосвязанными с психическими патологиями. Есть критерии, позволяющие оценить возможность человека осознавать совершаемые действия и контролировать их.
Несовершеннолетний хорошо понимает суть своих поступков, если он:
- верно интерпретирует содержание своего поведения;
- предполагает главные и второстепенные последствия действий;
- осознает цели волевых усилий и поступков;
- оценивает действия на соответствие закону, нравственным, моральным нормам.
Если подросток может управлять своими поступками, то он осознает, что делает, и может свободно выбирать методы достижения целей. Человек способен полностью понимать и контролировать свои поступки только при достаточной умственной и психической зрелости, выступающей итогом его становления, как личности.
Существуют разные виды и обстоятельства задержки развития несовершеннолетних. При экспертизе учитываются обобщенные правила становления психики:
- плавное усложнение деятельности психического характера;
- изменение процессов познания действительности в сторону совершенствования;
- становление более сложной системы взаимодействия с окружающими;
- развитие самосознания, сознания.
Важно понимать, что психика несовершеннолетнего формируется под влиянием окружающих и при взаимодействии с ними. Если во время экспертизы было вывялено отставание подростка в своем развитии, то анализируются причины такого явления.
При экспертизе устанавливается психологический возраст исследуемого человека. Ученые-теоретики выделяют этапы взросления. Классификация основывается или на возрасте обучения в школе, или на возрастной дифференциации согласно показателям развития.
Задача специалиста находится вне выделенных границ. Ему нужно определить, достиг ли подросток психологического уровня, при котором он может устанавливать для себя цели, а также руководить собственной деятельностью, понимать суть и последствия поступков.
При экспертизе и установлении обстоятельств преступления, совершенного подростком, внимание уделяется соблюдению его прав со стороны органов следствия, дознания и суда.
Значение, задачи, объекты исследования
Судебная экспертиза требуется, если нужно установить физические и психические характеристики человека, предположительно участвовавшего в совершении преступления, а также когда есть сомнения в его адекватности и возможности защитить свою правовую позицию при расследовании дела и его рассмотрении судом.
Основная задача исследования — оценка способности подростков, у которых обнаруживаются признаки умственной отсталости, необусловленной душевными заболеваниями, полноценно осознавать значение своих поступков, а также руководить ими.
Объект исследования — психические особенности несовершеннолетнего лица, выходящие за границы нормального поведения.
Исследование позволяет понять и проанализировать особенности психической деятельности человека, имеющие ценность для формирования юридических выводов и точной оценки показаний обвиняемых и подозреваемых в ситуациях, когда есть сомнения в их правдивости.
При отказе от экспертизы доказательства могут быть утрачены, а виновные люди — не привлечены к уголовной ответственности.
Вопросы, выставляемые на рассмотрение эксперта
До исследования специалисту выставляется перечень вопросов, на которые он дает полные и исчерпывающие ответы, исключающие двойное толкование. То, на какие вопросы потребуется ответить эксперту, зависит от сути дела, задач и целей исследования.
Приведенный ниже список не является исчерпывающим, но отражает основной круг задач, которые решают эксперты.
На рассмотрение специалиста могут ставиться нижеприведенные вопросы:
- Есть ли у подростка показатели отставания в развитии, невзаимосвязанные с психическими патологиями?
- Как выражаются показатели отставания в развитии, которые были выявлены?
- Подвержен ли несовершеннолетний повышенной внушаемости со стороны других людей?
- Позволяет ли уровень развития подростка отдавать отчет своим действиям, понимать их суть, вероятные первостепенные и второстепенные последствия?
- Позволяет ли психический уровень развития подростка руководить совершаемыми действиями?
- В чем причина отставания в развитии несовершеннолетнего лица, обвиняемого в совершении преступления?
- В какой социальной среде и семье рос ребенок? Могли ли условия жизни сказаться на становлении его личности?
- Могли ли обстоятельства преступления оказать эмоциональное воздействие на подростка и сказаться на уровне осознания им своих поступков?
- Какие личные качества подростка были обнаружены при проведении исследования?
- Как личные качества несовершеннолетнего могли сказаться на его поведении, когда он совершал преступление?
- Есть ли в поведении лица показатели стимулирования задержки умственного и психического развития?
- Каков психологический возраст подростка? Как он соотносится с календарным возрастом?
Проведение экспертизы несовершеннолетних в Москве
НИЦ «Столичный эксперт» выполняет экспертизу несовершеннолетних. Результаты исследования влияют на ход судебно-следственных действий, поэтому в идеале оно назначается в начале дела.
Оценка уровня развития подростка, его вменяемости проводится экспертом, обладающим особыми знаниями. При этом выявляются все положительные и отрицательные черты личности ребенка, например, его повышенная возбудимость, эмоциональные заторможенность и напряженность, самовлюбленность, эгоизм и другие. Анализируется влияние характера подростка на его действия.
Также оценивается невербальное поведение несовершеннолетнего: его мимика и жесты. Они почти не поддаются контролю со стороны личности. Иногда жесты закрытости указывают на то, что в отношении человека было совершено насилие.
Эксперт проводит исследование следующим образом:
- определяет присутствие/отсутствие у несовершеннолетнего расстройства психики;
- если душевного заболевания нет, то устанавливает, есть ли у подростка отставание в развитие (личностная незрелость);
- оценивает степень воздействия незрелости на способность сознательно относиться к совершаемому преступлению.
Личная незрелость рассматривается как психологический фактор, влияющий на способность несовершеннолетнего осознанно руководить своими противоправными действиями. Она может быть естественно-возрастной или обусловленной непатологическими факторами, например, социальной депривацией, особенностями воспитания или соматическими заболеваниями.
Психологическими факторами также являются индивидуально-психологические характеристики и эмоциональное состояние несовершеннолетнего во время криминального события.
Иногда экспертиза позволяет обнаружить обстоятельства, способствующие смягчению уголовного наказания.
По результатам исследования составляется заключение, которое может использоваться в следственных, судебных и иных органах в качестве доказательства.
Стоимость экспертизы несовершеннолетних зависит от сложности ее проведения, а также количества вопросов, выносимых на рассмотрение эксперта.