Экспертиза дорожных условий
При ДТП не всегда можно выделить единственного виновника с возложением ответственности за последствия. Нередко аварийную ситуацию провоцирует неудовлетворительное состояние дорожного полотна, некорректная работа светофоров и отсутствие предупреждающих знаков. Экспертиза дорожных условий назначается при возникновении сомнений относительно правомерности действий водителей и невозможности избежать столкновения, следуя установленным правилам движения.
Провоцирующие ДТП факторы
Неправильная организация движения на участке пути повышает риск дорожно-транспортных происшествий. Спровоцировать аварию могут:
- Неверно установленные дорожные знаки. Перекресток неравнозначных дорог должен иметь обозначения, указывающие на приоритет пересечения. Неправильное расположение, в частности, сокрытие конструкциями или зелеными насаждениями, а также отсутствие светоотражающих элементов – дополнительные причины конфликтов.
- Неисправные светофоры. Конфликтная ситуация неизбежна, если в одном направлении установлен зеленый свет, а в другом – желтый мигающий в совокупности с обозначением главной дороги.
- Неправильное нанесение разметки. Аварийная ситуация создается едва заметными штрихами или их несоответствием по параметрам требованиям стандартов, способствующим искажению визуального восприятия, а также при отсутствии разметки.
- Присутствие ям, трещин, выбоин на дорожном полотне. О неудовлетворительном состоянии необходимо сигнализировать ограничителем скорости, поскольку при самостоятельном выявлении водители не всегда могут избежать инцидента вследствие тормозного пути.
На безопасность движения влияют помимо соблюдения правил водителями организация перемещения на спорном участке дороги. При подозрениях относительно причинно-следственной связи между ДТП и неблагоприятными дорожными условиями назначается экспертиза.
Цель проведения экспертизы
Исследование дорожного полотна, разметки и установленных знаков осуществляется с целью разграничения ответственности участников происшествия и автодорожных служб, обязанных обеспечивать соответствие обстановки на трассе техническому регламенту. Для выполнения поставленной задачи анализируется:
- проект совместно с произведенными ремонтно-строительными работами;
- характеристики, требуемые ГОСТами в сопоставлении с фактическими параметрами;
- выявленные отклонения и степень их влияния на произошедший инцидент.
Если дислокация дорожных знаков, состояние трассы, искусственные неровности не соответствовали нормативным требованиям и стали причиной ДТП, то к ответственности привлекаются должностные лица организаций, не исполнившие прямые функциональные обязанности. Водители не считаются виновниками аварий, если не были проинформированы об имеющихся проблемах.
Правовой регламент и методики исследования
В процессе исследования эксперты обязаны руководствоваться требованиями законодательных актов (закона № 73-ФЗ) федеральных стандартов (ФСО), нормативно-технических документов (ГОСТов и СНИПов). В ходе экспертизы проводится:
- изучение документальных приложений (справок представителей ГИБДД, объяснительных записок участников);
- анализ свидетельских показаний, значимых ввиду возможного изменения состояния дорожного полотна со времени происшествия;
- исследование фотографий и видеосъемок, произведенных инспекторами ГИБДД, очевидцами и участниками инцидента;
- осмотр участка, на котором произошла авария.
При необходимости эксперты могут назначать дополнительные процедуры, способствующие выяснению обстоятельств. За заведомо ложные показания, а также формирование неправомерного заключения специалист может быть привлечен к ответственности по статье 307 Уголовного Кодекса Российской Федерации.
Инициаторы и исследуемые вопросы
Инициировать экспертизу могут судебные органы, заинтересованные юридические и физические лица. Заключение актуально для водителя, безосновательно привлеченного к ответственности в качестве виновника дорожно-транспортного происшествия. В подписываемом договоре с экспертным учреждением формируется требуемый для разрешения перечень вопросов в отношении:
- соответствия состояния дорожного полотна и нанесенной разметки техническим характеристикам;
- согласованности сигналов установленных на дороге светофоров;
- освещенности проблемного участка, наличия элементов заграждений;
- обеспечения видимости дорожных знаков, наличия размещенных светоотражающих элементов;
- поступления сообщений в госструктуры о выявленных неисправностях работы светофоров.
Специалисты НЭУ НИЦ «Столичный эксперт» проведут независимую экспертизу, а также опротестуют имеющиеся выводы об инциденте. Командная работа узкопрофильных экспертов поможет установить истину, если виновником аварии послужили неудовлетворительные дорожные условия и снять бремя ответственности с лиц при безосновательном обвинении в аварии. Команда специалистов подготовит необходимые аргументы для представления интересов клиента в судебных разбирательствах.