Вопросы по судебной психологической экспертизы
Перед специалистом судебно-психологической экспертизы стоят следующие задачи.
- Определение способности потерпевших, свидетелей, подозреваемых лиц воспринимать важные для расследования происшествия обстоятельства, а также давать правильные показания.
- Определение, способно ли психически здоровое лицо, ставшее потерпевшим в деле об изнасиловании, верно воспринимать информацию, давать правильную оценку действиям, совершаемым с нами и оказать сопротивление насильнику.
- Экспертов устанавливается, осознает ли в полной мере лицо, не достигшее совершеннолетия и отстающее в психическом развитии, свои действия, может ли самостоятельно руководить своими действиями.
- Экспертом устанавливается, пребывал ли в момент совершения преступления человек в состоянии аффекта, других измененных психических и эмоциональных состояниях, существенно влияющих на его действия.
- Устанавливаются индивидуальные и психические особенности, не позволяющие выполнять профессиональные обязанности (управлять авиатранспортом, выполнять работы на высоте).
- Экспертом устанавливается, предшествовало ли смерти состояние, предрасполагающее совершению самоубийства. Для этого проводится посмертная судебно-психологическая экспертиза, результаты которой используются с целью установления действий, совершенных определенными лицами, спровоцировавших самоубийство. Устанавливается факт доведения до самоубийства, предложения об его инсценировке.
- Экспертом устанавливается, есть ли у лица, проходящего экспертизу, индивидуальные психические особенности, которые могли способствовать совершению им ряда противоправных действий.
Какие вопросы входят в перечень, рассматриваемых в ходе проведения психологической экспертизы. Для установления способности обследуемого давать правильные показания и воспринимать обстоятельств.
- Мог ли обследуемый, с учетом его возрастных и других индивидуальных особенностей, конкретных условий, в которых произошло событие, верно воспринимать все обстоятельства.
- Мог ли обследуемый, учитывая его психологическое состояние, в момент происшествия правильно воспринимать важные для расследования дела обстоятельства.
- Достаточно ли чувствительные у испытуемого слуховой, зрительный анализаторы. Достаточно ли этого для правильного восприятия раздражителя.
- Есть ли у персоны, проходящей экспертизу, признаки повышенной внушаемости, склонности фантазировать.
- Обнаружены ли у лица, обследуемого экспертом, признаки эйдетической памяти – способности воспроизводить звуки, изображения с высоким уровнем детализации.
Определение у лиц, подвергшихся изнасилованию, способности оказывать сопротивление насильнику, правильно оценивать его действия.
- Устанавливается, имеются ли у обследуемого лица психические особенности, не связанные с психиатрическими заболеваниями, эмоционально-волевой сферой, отставание в психическом развитии, что оказали существенное влияние на поведение человека в определенных условиях.
- Понимала ли испытуемая особа, с учетом ее психических и индивидуальных особенностей, характер совершаемых с нею действий.
- Могло ли лицо, проходящее обследование, учитывая индивидуальные и психические особенности, оказать сопротивление.
Определение способности обвиняемых лиц, не достигших совершеннолетия, способности осознавать и руководить своими действиями.
- Присутствуют ли у несовершеннолетнего лица признаки отставания в психическом развитии. Если да, экспертом определяется, какие именно.
- Осознавал ли несовершеннолетний подозреваемый, учитывая особенности психики, совершаемые им действия.
- Мог ли несовершеннолетний, учитывая его психическое состояние, руководить своими действиями, если да, то в какой мере.
Судебно-психологическая экспертиза вопросы эксперту
Экспертиза состояния обвиняемого в момент происшествия, возможность влияния на его действие и сознание.
- Пребывал ли подозреваемый в момент совершения преступления в состоянии аффекта.
- Испытывал ли он стресс, был ли растерянным, пребывал в состоянии, которое могло повлиять на его сознание и действия.
- Определение психических особенностей, не позволяющих специалисту выполнять свои профессиональные функции.
- Пребывает ли обследуемый в момент совершения вменяемых в вину действий в психическом состоянии, оказывающим влияние на качество исполнения профессиональных обязанностей.
- Могло ли лицо, проходящее обследование, с учетом его психического состояния и индивидуальных особенностей, правильно оценивать сложившуюся ситуацию, ее отдельные элементы, принимать верные решения.
- Экспертом изучается, насколько психологическое состояние обследуемого, соответствует требованиям, предъявляемым определенным профессиональным навыкам.
Определение, предрасполагало ли психическое состояние обследуемого самоубийству.
- Пребывало ли лицо перед смертью в состоянии, предрасполагающем совершению самоубийства.
- Если установлено, что лицо пребывало в таком состоянии, экспертом определяется, чем это обусловлено.
Определение наличия у обследуемого лица ряда особенностей, которые могли стать причиной совершения им противоправных действий.
Устанавливается, есть ли у лица, обвиняемого в совершении преступления, психические, индивидуальные, эмоциональные особенности, оказавшие существенное влияние на его поведение в условиях исследуемой ситуации.
К числу наиболее распространенных психологических экспертиз относятся следующие виды исследований, результаты которых рассматриваются в рассмотрении гражданских процессов:
- изучение, в каком эмоциональном состоянии находился обследуемый;
- выявление способности обвиняемого, в том числе не достигшего совершеннолетия, правильно воспринимать все обстоятельства рассматриваемого дела, давать верные оценки своим действиям;
- способны ли свидетели, представители всех сторон рассматриваемого дела, давать правильную оценку обстоятельствам дела, давать суду правильные пояснения и показания;
- устанавливаются личностные особенности представителей всех сторон дела;
- устанавливается иерархия мотивационных линий персоны;
- особенности поведения при выполнении определенных профессиональных обязанностей.