Проведение технической экспертизы документов

Технико-криминалистическое исследование документа занимается изучением материалов оного и его реквизитов. Реквизиты документа – это текст и изображения, которые делаются при помощи полиграфических или печатающих средств. А также, печати, подписи, рукописные записи, различные штампы и т.п. Материалы документов – любые материалы или вещества, из которых произведён документ:

  • Основа документа – бумага или картон.
  • Дополнительные материалы – скрепление частей документа, которые корректируют реквизиты и др.
  • Материалы письма – которыми напечатаны реквизиты.
  • Материалы, удаляющие реквизиты – смывающие вещества. Они применяются исключительно в преступных целях.

ТЭД имеет два основных типа – экспертизу материалов документов и реквизитов документов. 

Объекты технико-криминалистической экспертизы документов

  • Материал письма – бумага или картон.
  • Штрихи материалов письма.
  • Ёмкости материалов письма – картриджи принтеров, ёмкости пишущих приборов, тюбики, флаконы, пропитка штемпельных подушек.
  • Слой, покрывающий бумагу или другие материалы – копирка, ленты для печатных средств. 
  • Слой на поверхности печатей, штампов и подобных. 
  • Загрязнения на предметах, которые оставлены материалами письма – элементах обстановки места расследуемого происшествия.
  • Красящие субстанции, которые могут быть материалами письма или их компоненты, красители. 
  • Изделия санитарно-гигиенического применения. 
  • Документы из бумаги или картона – тетради, альбомы, блокноты, конторские книги, конверты, записные книжки, папки, листы бумаги или их пачки.
  • Предметы, предназначенные для упаковки – пакеты, мешки, коробки, ленты, шпагат, рулоны бумаги и пр.
  • Элементы бытовых или промышленно-технических объектов – фильтры, прокладки и другие. 
  • Денежные "куклы".
  • Табачные изделия – сигареты, папиросы.
  • Клей – флакон, ёмкость, тюбик. 
  • Клей – в виде фрагментов или слоя на поверхности документа. 
  • Материалы для внешних покрытий документов и изделия к ним относящиеся – холсты, рулоны, куски.
  • Материалы для скрепления частей документа – проволока, ткань, нитки и др.
  • Образования, которые остались после уничтоженного документа – зола, пепел, обугленные или обгоревшие частицы, разобщённые волокна. 
  • Корректирующие материалы – паста-штрих, корректирующая бумага.
  • Частицы, которые когда-то были документом и материалы, при помощи которых он изготавливался. 
  • Остатки веществ, при помощи которых уничтожались реквизиты, впитанные в материал документа. 
  • Вещества для удаления или стирания реквизитов – различные средства бытовой химии, пищевые продукты, фармацевтические препараты, химические реактивы, растворители и кислоты.

Задачи экспертизы материалов документов

  • Определить назначение материалов документа или изделия из него. 
  • Определить образование, которое утратило свой вид. 
  • Выявить происхождение материала или изделия. 
  • Отнести материал к определённому типу по специфике использования, хранения или изготовления. 
  • Выявить принадлежность материала продукции к отечественному или зарубежному производителю. 
  • Установить факт производства материала кустарным методом. 
  • Идентифицировать объём материала. 
  • Установить, принадлежат ли части к одному документу или изделию. 
  • Определить, было ли воздействие на материалы документа. 
  • Определить время создания документа на основе исследования его материалов.

Существует официальная классификация материалов документов в рамках ТЭД по потребительскому использованию, а именно: экспертиза материалов письма, бумаги и бумажных изделий, смывающих веществ и вспомогательных материалов.

В соответствии с основными задачами экспертизы материалов документов, могут формироваться такие вопросы:

Вопросы по экспертизе материалов письма

  • Какие материалы использованы для простановки реквизитов в документе. 
  • Назначение красящих веществ, обнаруженных на поверхности предметов, относящихся к расследованию. 
  • Назначение красящего вещества, обнаруженного в ёмкости. 
  • Использован ли в документах один тип материалов письма или больше. 
  • Однотипным ли материалом письма сделаны записи в документах. 
  • Есть ли записи в документах, которые сделаны одним и тем же материалом. 
  • Сделаны ли реквизиты в документе тем же веществом, что и в изученной ёмкости. 
  • Красящая субстанция в штрихах, какого производства: отечественного или зарубежного, кустарного или стандартного. 
  • Данное красящее вещество, произведено ли одним производителем. 
  • Есть ли в документе записи, сделанные шариковой ручкой.
  • одной и той же пастой шариковой ручки сделаны записи в документе? 
  • Выполнены ли записи в документе материалом из изучаемой ёмкости. 
  • Для простановки штампов или печатей применялась ли краска одного состава. 
  • Для простановки штампов, оттисков или печатей применялась ли краска из одной ёмкости. 
  • Время заполнения рукописных реквизитов точно ли совпадает с датой, которая обозначена в документе. 
  • Если нет, когда эти реквизиты заполнены. 
  • Время простановки печати соответствует ли дате, которая обозначена в документе. 
  • Если нет, когда печать поставлена. 
  • В одно ли время поставлены и заполнены реквизиты, и другие записи в нескольких документах. 
  • В случае, если документ не датирован, проставлены ли реквизиты в обозначенное время.

Экспертиза бумаги и бумажных изделий

  • Исследуемые объекты: зола, пепел, волокна, частицы, это остатки бумаги? 
  • Такие частицы, к какому изделию могли относиться. 
  • Могут ли эти остатки относиться к бумажному изделию определённого типа? 
  • Какого типа бумага, из которой произведён документ. 
  • Какого назначения применялась бумага для составления исследуемых документов. 
  • Бумага, из которой составлен документ, произведена на одном предприятии, одного выпуска? 
  • Листок бумаги, который предоставлен на экспертизу, к какому изделию относится. 
  • Могут ли исследуемые документы, облигации или деньги быть произведены кустарным способом. 
  • Части бумаги, могли принадлежать к одному предмету, большому листу или рулону бумаги? 
  • Относятся ли листки к одной тетради. 
  • Может ли относиться лист документа к тетради, не имеющей части листов.
  • Могут ли быть остатками денег сожжённые материалы?
  • Найденные окурки, одного типа? 
  • Изучаемый документ, мог подвергаться воздействию, например проглаживанию? 
  • Когда была произведена бумага документа. 
  • Когда было произведено бумажное изделие.

Экспертиза травящих и смывающих веществ

  • Мог ли документ подвергаться какой-либо химической обработке. 
  • Могло ли применяться травление или смывание к содержанию документа. 
  • Какой был тип вещества применяемого для уничтожения содержания документа.
  • Каковы химические свойства и назначение вещества в конкретной ёмкости. Могло ли это вещество применятся для удаления записей документа. 
  • Применялось ли одно и то же вещество для удаления реквизитов нескольких документов. 
  • Применялось ли вещество из исследуемой ёмкости для уничтожения реквизитов в документе.

Экспертиза вспомогательных материалов

  • Какой клей применялся при изготовлении документа. 
  • Один ли и тем же клеем приклеивались фото на документы. 
  • Могли ли ярлыки быть приклеены субстанцией из конкретной ёмкости. 
  • Были ли клеем частицы субстанции, которые обнаружены на частях бумаги. 
  • Обгоревшие фрагменты, не принадлежат ли остаткам документа, его обложке, который удостоверяет личность. 
  • Обнаруженные части материалов, использовались ли для производства обложки искомых документов?

 

По вопросам проведения и консультации экспертизы документов,
тел. +7(495)762-14-03, +7(917)548-15-88 (WhatsApp, Viber)
задайте свой вопрос или воспользуйтесь формой обратной связи ниже
По вопросам проведения экспертизы
24/7
тел. +7 (917) 548‑15‑88 (WhatsApp, Viber)
задайте свой вопрос или воспользуйтесь формой обратной связи ниже
КАЛЬКУЛЯТОР вопросов на ЭКСПЕРТИЗу
Сформулируйте вопросы, выносимые на экспертизу - самостоятельно
Подберите вопросы для экспертизы

1. Кто является автором рукописного текста: мужчина, ребенок или женщина. В каком возрасте находится автор текста.

2. В какой обстановке был выполнен текст, например, происходило это на холоде или других непривычных условиях для исполнителя. Находится ли он в это время в состоянии аффекта, алкогольном или наркотическом опьянении.

3. Намеренно ли автор подписи искази ее, написал левой рукой, или исполнитель старался подра

 

1. Кто является автором рукописного текста: мужчина, ребенок или женщина. В каком возрасте находится автор текста.

2. В какой обстановке был выполнен текст, например, происходило это на холоде или других непривычных условиях для исполнителя. Находится ли он в это время в состоянии аффекта, алкогольном или наркотическом опьянении.

3. Намеренно ли автор подписи искази ее, написал левой рукой, или исполнитель старался подра

1. Кто является автором рукописного текста: мужчина, ребенок или женщина. В каком возрасте находится автор текста.

2. В какой обстановке был выполнен текст, например, происходило это на холоде или других непривычных условиях для исполнителя. Находится ли он в это время в состоянии аффекта, алкогольном или наркотическом опьянении.

3. Намеренно ли автор подписи искази ее, написал левой рукой, или исполнитель старался подра

1. Кто является автором рукописного текста: мужчина, ребенок или женщина. В каком возрасте находится автор текста.

2. В какой обстановке был выполнен текст, например, происходило это на холоде или других непривычных условиях для исполнителя. Находится ли он в это время в состоянии аффекта, алкогольном или наркотическом опьянении.

3. Намеренно ли автор подписи искази ее, написал левой рукой, или исполнитель старался подра

1. Кто является автором рукописного текста: мужчина, ребенок или женщина. В каком возрасте находится автор текста.

2. В какой обстановке был выполнен текст, например, происходило это на холоде или других непривычных условиях для исполнителя. Находится ли он в это время в состоянии аффекта, алкогольном или наркотическом опьянении.

3. Намеренно ли автор подписи искази ее, написал левой рукой, или исполнитель старался подра

1. Кто является автором рукописного текста: мужчина, ребенок или женщина. В каком возрасте находится автор текста.

2. В какой обстановке был выполнен текст, например, происходило это на холоде или других непривычных условиях для исполнителя. Находится ли он в это время в состоянии аффекта, алкогольном или наркотическом опьянении.

3. Намеренно ли автор подписи искази ее, написал левой рукой, или исполнитель старался подра

ВЫПОЛНЕННЫЕ ЭКСПЕРТИЗЫ
НАС РЕКОМЕНДУЮТ
КАЛЬКУЛЯТОР ЭКСПЕРТИЗЫ
Для предварительного определения стоимости экспертизы введите данные в калькулятор
Вы выбрали:
название экспертизы:
выезд на осмотр:
тип экспертизы:
явка в суд:
срочность: