виды экспертиз

 

Экспертиза детско- родительских отношений

Экспертиза детско-родительских отношений

Экспертиза детско-родительских отношений на сегодняшний день довольно популярна. Она определяет особенности семейных отношений между родителями и детьми.

В первую очередь, востребованность этого вида экспертизы вызвана увеличивающимся с каждым днём количеством дел в суде, которые касаются будущего ребёнка. Это могут быть вопросы решающие, кем будет воспитываться ребёнок, и с кем он будет проживать. Примером может быть развод родителей.

В последние годы, государственные структуры начали осознавать, что при решении судьбы детей нельзя исходить только из юридических или материальных посылов. Поэтому органы начали задумывать о максимальной защите детей и их интересов. Очень трудно выяснить реальную ситуацию в семейных отношениях, проводя опросы детей. Как правило, дети слушаются родителей безусловно и чаще всего отвечают на все вопросы, как их научили. А ведь могут быть такие случаи, когда ребёнок запуган и боится сказать правду.

К экспертизе детско-родительских отношений обращаются, чтобы узнать существующую ситуацию и атмосферу в семье. Когда необходимо понять, с кем из родителей ребёнку комфортнее и безопаснее, с кем у него сложились самые доверительные отношения.

Такую экспертизу проводит эксперт в области детской и семейной психологии. Поскольку закон не устанавливает каких-то особых правил в выборе психолога, выбор широк. Единственно – запрещено привлекать семейного психолога, если таковой имеется. Поскольку он уже вовлечён в отношения внутри семьи и может иметь предвзятое отношение к конкретной ситуации. Таким образом, его оценка не может приниматься во внимание при проведении исследования.

При анализе детско-родительских отношений принято применять стандартные методы диагностики:

  • Беседа со всеми участниками ситуации.
  • Опрос всех лиц, имеющих отношение к исследованию.
  • Тест, как родителей, так и ребёнка (детей).
  • Проективные методики.
  • Творческие задания.

При проведении экспертизы, применяются специальные методики, которые позволяют определить истинные отношения внутри семьи. Производится двухстороннее исследование, с одной стороны родителей и их отношения к своему ребёнку, с другой стороны – ребёнка и его взаимоотношения с родителями. В ходе исследования, специалист чётко понимает картину и может видеть всю ситуацию.

Для определения отношения родителей к своему ребёнку применяются проективные и творческие методики. Например:

  • Сочинение родителя. Родители описывают свои взгляды на систему воспитания, семью и своего ребёнка. Методика очень эффективна, но требует серьёзных интеллектуальных усилий от испытуемых.
  • Закончи предложение – очень информативная методика, которая основана на завершении поставленных фраз. Например: “Мне нравится, когда мой ребёнок…”, и подобных.

Успешность таких методик заключается в том, что человека ставят в рамки, которые ограничивают его. Таким образом, необходимость отойти от собственных установок и заготовленных ответов, провоцирует реагировать настоящими эмоциями и отвечать более правдиво.

Для определения отношения ребёнка к своим родителям:

  • Рисунок семьи.
  • Сказкотерапия.
  • Закончи предложение и другие.

Такие методики имеют явные признаки, которые позволяют специалисту определить отношение ребёнка к своим родителям.

При проведении этих методик очень велик риск неверной трактовки результатов, поэтому самое важное – точное следование процедуре проведения подобных исследований.

Например, при проведении теста “Рисунок семьи” обязательны такие правила:

  • Очень чёткая постановка задания
  • Обратная связь с ребёнком, что он полностью понял задание.
  • Фиксация поведения ребёнка при выполнении теста. Его мимика, жесты, позы и общее поведение.
  • Фиксация комментариев ребёнка при прохождении теста.
  • Уточняющие вопросы после выполненного задания.
  • Беседа по итогам завершённой работы.

При проведении любых методик установлены строгие правила проверки их результатов. Ведь именно от этого зачастую зависит судьба маленького человека.

Вот круг вопросов, которые обычно исследуются специалистом в ходе экспертизы:

  1. Доскональное исследование личности родителей.
  2. Состояние психологического развития ребенка.
  3. Социальная адаптация ребёнка, как он относится к нормам поведения, моральным и иным принципам.
  4. Присутствует ли социальная дезадаптация у ребёнка или родителей.
  5. Насколько ребёнок привязан к своим родителям.
  6. Психологическая и социальная возможность родителей для создания самых удобных условий для воспитания и жизни своего ребёнка.

Экспертиза детско-родительских отношений проводится, как правило, в спокойной, непринуждённой обстановке. Комфортная среда очень важна, особенно для детей – чтобы не было лишних страхов и психологических зажимов.

КТО МОЖЕТ ПРОВОДИТЬ ЭКСПЕРТИЗУ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ?

  1. Эксперт. Запрос на экспертизу может подать любое лицо или его представитель, а также суд. Экспертиза может быть проведена исключительно одним специалистом-психологом.
  2. Комиссия экспертов. Такой вариант возможен в особо сложных случаях, особенно при необходимости мнений специалистов из других областей. Комиссия экспертов может формироваться при подаче встречных ходатайств о назначении исследования. Эксперты могут сотрудничать в рамках комиссии, если запрос на исследование направлен от нескольких сторон. Возможно общее заключение – когда эксперты приходят к единому мнению. Если мнения экспертов разделились, заключения оформляются для каждого мнения отдельно.
  3. При комплексной экспертизе – эксперт или комиссия экспертов. Когда, кроме детско-родительской экспертизы, необходимо назначить и другие исследования, психолог сотрудничает с другими специалистами. Комплексная экспертиза предназначена для поиска ответа в различных спорных ситуациях. Это могут быть вопросы воспитания неполноценных детей. Кроме того, при проверке родителей на психическую вменяемость, при подмене детей.

ПЕРЕЧЕНЬ СЛУЧАЕВ, В КОТОРЫХ ПРИБЕГАЮТ К ЭКСПЕРТИЗЕ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ

  • В случаях развода, с кем из родителей остаётся жить ребёнок.
  • В ситуации лишения родительских прав.
  • В случаях определения воспитания ребёнка третьими лицами.
  • В случаях требования запрета контактов с одним из родителей.
  • В случае требования одним из родителей права общаться со своим ребёнком.
  • В спорных ситуациях по поводу воспитания ребёнка приёмными или биологическими родителями.
  • При оценке возможности воспитания ребёнка родителями.
  • При генетической экспертизе или подмены ребёнка.
  • При определении интеллектуального или психологического развития ребенка.
  • При рассмотрении ситуации о совместном проживании с родителем, который ранее был лишён родительских прав.

ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭКСПЕРТИЗЫ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ

Гражданский кодекс РФ, 31 статья.

В ней говориться, что опека над несовершеннолетними совершается в воспитательных целях, в случаях:

  • Потери ребёнком родителей.
  • Лишения родителей прав воспитания.
  • Уклонение от воспитания родителями.
  • Защита прав и интересов ребёнка.

Семейный кодекс, 69 статья.

Определяет такие условия лишения родительских прав:

  • Жестокое обращение с детьми.
  • Злоупотребление и пренебрежение родительскими правами.
  • Алкоголизм или наркомания родителей.
  • Опасность для здоровья или жизни ребёнка.
  • В случае посягательств в половой сфере.

Семейный кодекс, 71 статья.

Даёт чёткие указания при лишении родительских прав. Также, ситуации совместного проживания в таких случаях рассматриваются только судом.

ВОПРОСЫ, НА КОТОРЫЕ ОТВЕЧАЕТ ЭКСПЕРТ В ОБЛАСТИ ЭКСПЕРТИЗЫ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ

  1. Насколько хорошее отношение ребёнка к родителям или воспитателю?
  2. Определяет уровень привязанности ребенка к родителям.
  3. Определяет отношение матери, отца или воспитателя к ребенку (заботливое, безразличное, холодное и т.д.)
  4. Как ребёнок относится к родителям или воспитателю?
  5. Определяет уровень психологического развития ребенка.
  6. Какая социальная адаптация у ребёнка?
  7. Определяет развитие личностных качеств ребёнка.
  8. Усвоение норм поведения ребёнком, характерным для его возраста.
  9. Определяет уровень соответствия интеллектуального развития ребенка его возрасту.
  10. Соответствует ли календарный возраст ребёнка психологическому.
  11. Определяет качества личности родителей ребёнка.
  12. Какие основные характеристики личности каждого из родителей?
  13. В состоянии ли родители воспитывать ребёнка?
  14. Определяет уровень психологического комфорта в семье.
  15. Есть ли разница между показываемым и действительным отношением родителей к ребёнку?
  16. Проверка желания жить ребёнка с одним из родителей на правдивость.
  17. Определение, есть ли ситуации психологического давления на ребёнка.
  18. Определение, есть ли ситуации, из-за которых ребёнок может находиться в страхе.
  19. Определение, есть ли ситуации психологического давления одного родителя на другого, при которых страдает психика ребёнка.
  20. Насколько страдает психика ребёнка от внутрисемейных конфликтов?

 

По вопросам проведения и консультации экспертизы детско- родительских отношений,
тел. +7(495)762-14-03, +7(917)548-15-88 (WhatsApp, Viber)
задайте свой вопрос или воспользуйтесь формой обратной связи ниже
ЧАСТО ЗАДАВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ
калькулятор экспертизы
Стоимость:
ОТЗЫВЫ О НАС
Нас рекомендуют